ПОЛОЖЕНИЕ
О РОДИТЕЛЬСКОМ ВСЕОБУЧЕ
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Родительский всеобуч – педагогическая модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.
1.2. Настоящее положение регулирует деятельность педагогического родительского всеобуча (далее - родительский всеобуч) дошкольного образовательного учреждения, выполняя функцию примерного.
II. ЦЕЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
2.1. Оказание практической помощи родителям в организации совместной и самостоятельной деятельности ребенка в семье, как участникам образовательного процесса детей.
2.2.Содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей, выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
III. ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
3.1. Повышение психолого-педагогических и правовых знаний родителей. (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы). Информирование родителей о возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.
3.2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Обучение эффективным способам общения с ребенком и тактикам поведения в проблемных ситуациях его развития.
3.3. Участие родителей в управлении ДОУ ( родительские комитеты, родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы).
3.4. Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
IV. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
4.1. Формы родительского всеобуча:
-Консультация, беседа;
-Круглый стол, дискуссия, семинар-практикум;
-День открытых дверей, досуг;
-Тренинг, мастер-класс, ролевая игра;
V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Тематика родительского всеобуча может меняться в связи с изменением:
- направления работы ДОУ;
-уровня образования родителей.
5.2. Изменения и дополнения к родительскому всеобучу разрабатываются совместно с:
- администрацией;
- педагогами ДОУ;
- родителями воспитанников;
- и утверждаются на педагогических советах;
План работы
родительского всеобуча
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.
Ребенок только начинает самоутверждаться, требует к себе уважения, а мы, взрослые становимся в позу: «Кто ты такой?». Ежедневные его сто тысяч «почему» раздражают нас. Любая его попытка привлечь к себе внимание обрывается строгим взглядом, замечанием. Забываем, что вопрос ребенка – это еще одна попытка понять мир, в котором он живет, и приоткрыть занавес мира взрослых, основанного на опыте, мудрости поколений.
Что стоит за неумением вашего ребенка прощать и забывать обиды, отсутствием понимания, сострадания, терпимости к человеку, отсутствием самоконтроля, навыков этикета и способности видеть себя со стороны в минуты гнева и обиды? Излишняя опека? Удовлетворение любого желания? Тепло, взаимопонимание, терпимость к любому поступку?
Как смириться с тем, что ваш образованный, ласковый, правдивый, не ведающий зла, считающий всех людей замечательными ребенок среди избалованных сверстников является чужим?
Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни. Поэтому важно помочь нашим воспитанникам в самостоятельном преодолении глупостей и ошибок, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях. Видеть мир глазами ребенка, наслаждаться его впечатлениями в осеннем лесу, зоопарке, цирке – чрезвычайно важное условие питания нашей и детской души.
В настоящее время семья переживает противоречивое и сложное состояние:
1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.
2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).
3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).
4. Наблюдаются тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.
5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к ДОУ, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).
Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:
· потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи ДОУ в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
· инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
· открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и ДОУ. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной:
· с запросами и потребностями развивающейся личности воспитанника;
· с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.
Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.
Проблемное поле педагогического образования родителей представлено следующими блоками:
· Здоровье воспитанников, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности.
· Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанников ДОУ в реализации ими воспитательной функции семьи.
· Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.
Принципы:
· первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
· достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др. факты);
· практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
· взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
· развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);
· гуманизации отношений и общения;
· системности воспитательных воздействий на ребёнка;
· преемственности семьи и ДОУ в становлении социокультурного опыта ребёнка;
Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается нами как:
· система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
· особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;
· процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.
Важным условием успеха родительского всеобуча является их непрерывный характер и постоянный контингент участников:
- администрация ДОУ
-родительский комитет
-дети
-педагоги
Процесс родительского образования в ДОУ осуществляется на основе документов Министерства образования и науки Российской Федерации:
-Конвенции о правах ребенка.
-Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
-Закона «Об основных гарантиях прав ребенка».
-Закона РФ «Об образовании». [9]
-Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов .[14]
Планируемый результат:
Оптимизация детско-родительских отношений и совершенствование навыков воспитания.
дата проведения |
обсуждаемая тема |
форма проведения |
ответственные |
сентябрь |
Адаптация к детскому саду. Возрастные особенности детей: какие игры и игрушки необходимы детям |
родительское собрание |
педагог-психолог, воспитатели |
октябрь |
«Воспитание шустриков и мямликов». |
круглый стол |
воспитатели, инструктор по ФК |
ноябрь |
Возрастные кризисы трех и семи лет: сходство и отличия. «Влияние родительских установок на развитие детей» |
семинар-тренинг |
педагог-психолог |
декабрь |
Детские страхи: причины и борьба с ними. |
круглый стол |
педагог-психолог |
январь |
Как провести выходные с ребенком. Рисунок в жизни дошкольника. |
семинар-тренинг |
воспитатели |
февраль |
Методы воспитания в семье. |
круглый стол |
педагог-психолог, воспитатели |
март |
«Воспитание дружеских отношений в игре». |
семинар-тренинг |
педагог-психолог, воспитатели |
апрель |
Эмоции ребенка и родителя. Причины их проявления. Стратегии совладения и регулирования. |
круглый стол |
педагог-психолог, воспитатели |
май |
Беседа: «Семья на пороге школьной жизни ребенка» 10 вещей, которые надо успеть за лето.
|
семинар-практикум |
педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели |
июнь |
«Какой метод эффективнее - похвала или наказание?» |
консультация |
воспитатели |
июль |
«Домашние обязанности для детей. Без напоминания и с удовольствием». |
консультация |
воспитатели |
|
|
|
|