Мастер – класс для воспитателей на тему:
«Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников».
Учитель – логопед: Чайченко М.А.
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство воспитателей – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.
Задачи:
1.Использовать в работе воспитателя по коррекции нарушений слоговой структуры слова новые современные ИКТ.
2.Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.
3.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
4.Побудить воспитателей к использованию в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятиям с детьми.
Оборудование: магнитная доска, магниты, картинки с предметами, ноутбук, дидактические игры.
Ход мастер – класса.
1. Организационный момент. Объявление темы мастер- класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сейчас, как правило, я должна объявить тему мастер- класса, но мне очень бы хотелось подвести вас к формулировке этой темы. Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:
АВТОБУС - «татобу»
ПОМИДОР - «мидор»
КАСТРЮЛЯ - «кастуля»
ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»
КЛУБНИКА - «лубика»
ТАРЕЛКА - «талерка»
Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)
Да, нарушалась в целом слоговая структура слова. Ну и соответственно тема нашего мастер – класса «Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников».
Одним из наиболее трудных для коррекции речевых нарушений является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов. Практика показывает: для развития слоговой структуры слова нужен "фундамент" - хорошо развитое слуховое внимание и чувство ритма. Предлагаются некоторые игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников.
При нормальном развитии ребёнка овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребёнок способен оценить правильность не только своего, но и чужого высказывания.
При нормальном речевом развитии дети трех лет должны воспроизводить за педагогом слова, состоящие из 1-3 слогов (дом, коса, малина).
Дети 4-5 лет произносить различные типы слов: простые – из открытых слогов без стечения согласных, более сложные – из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине и в конце слова (пуговица, сковорода, милиционер, парикмахер).
После 5 лет дети должны произносить предложения с большой концентрацией сложных слов (строители работают на строительстве высотного дома.).
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, мотивационной сферы ребенка. А также от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации.
В свою очередь, формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа.
Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии в последствии у школьников. У детей наблюдаются пропуски гласных и согласных букв – «он» – слон, «кассета»- конфета; перестановки и выпадение слогов – «ходиник»- холодильник, «скородова» – сковорода;
появление лишних букв или слогов в слове – «птипца» – птица, «апстобус»- автобус.
Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова определяется соблюдением некоторых принципов:
• Работа проводится поэтапно «от простого к сложному»;
• Одновременное развитие речедвигательного и речеслухового навыка;
• Учет индивидуального дефекта нарушения слоговой структуры слова;
• Взаимосвязь в работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова логопеда, воспитателя и родителей.
Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слова проводится работа над звуковой наполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Данная работа должна вестись с учетом ведущего вида деятельности детей - игры и, следовательно, с применением наглядности. Формирование слоговой структуры слова - долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно.
Поэтому проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.
4.Практическая часть.
Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, учить, корректировать и овладевать слоговой структурой слова.
Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков.
После объяснения целей и хода игр воспитатели практикуются в использовании игры.
Игра «Гусеница»
Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек на изображение гусеницы (пуговицы, крышечки, ракушки, камешки или другой материал).
Игра «Путешествие на воздушном шаре»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину воздушного шара так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана на корзине воздушного шара, четко произнося слово по слогам.
Игра «Построй башню».
Цель: научить определять количество слогов в слове и сравнивать слова между собой.
Современные детские конструкторы — это безграничный простор фантазии не только для ребенка, но и для педагога. Ребятам предлагаются предметные картинки со словами разной слоговой структуры. По количеству слогов в слове дети строят башню из деталей конструктора. Затем сравнивают башни и определяют, какое слово самое большое, какое самое маленькое.
Игра «Чудесный мешочек».
Цель: Закрепление правильного произношения слов, контроль правильного слогового состава.
Ход: В мешочек опускаются игрушки (картинки) маленькие предметы, ребёнок вынимает игрушку (картинку) и называет. Мешочек идёт по кругу детей. Кто правильно назвал слово, у того остается игрушка (картинка). В конце игры подсчитывают количество игрушек (картинок), у кого больше тот выиграл.
Игра «Угадай словечко»
Цель: упражнять детей в умении составлять короткие и длинные слова из различных слогов, формировать навык слогового анализа слов, упражнять навыки чтения слов и слогов, развивать мелкую моторику и сенсорику.
Ход игры: Детям предлагается прочитать словечко правильно, изменив порядок букв.
Игра «Ребусы»
Цель игры: упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять слогом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память, закреплять в делении слов на слоги, развивать интерес к интерактивным играм.
Ход игры: детям предлагается отгадать ребусы и сделать слоговой анализ отгаданных слов.
Игра «Дикие и домашние животные» (интерактивная)
Цель игры: закрепить лексические темы «дикие животные» и «домашние животные», активизировать словарный запас по этим темам, закреплять слоговой анализ слова, продолжать развивать интерес к интерактивным играм.
Ход игры: предлагаю детям назвать диких и домашних животных так, в слове, у которых имеется один слог, затем – два слога и т.д.
5.Рефлексия.
Воспитатели делятся своими впечатлениями мастер – класса (вопросы записаны на бумажных облаках).
1. Что я сегодня узнала нового?
2. Что для меня было интересно?
3. Я приобрела…
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Что меня удивило?
7. Что я возьму для своей работы?