Важную помощь в организации коррекционного воспитательно-образовательного процесса оказывает педагог- психолог.
Работа педагога-психолога заключается в непрерывном психологическом сопровождении развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.
Во всех возрастных группах с детьми от 3-7 лет, педагогом-психологом проводится развивающая деятельность по программе «Тропинка к своему Я" – О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина, и «Цветик – Семицветик»-Н.Ю.Куражевой.
Цель: привлечь внимание к психологическому здоровью детей и к необходимости организации специальных воздействий по его сохранению. Создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка и помогать адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.
МБДОУ №4 «Жемчужинка» посещает 2-е детей, из общего числа воспитанников, с двумя статусами – ребёнок инвалид и ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.
При организации инклюзивной практики воспитанники получает образование, находясь в среде обычных сверстников. Они включены в общий образовательный процесс, но нуждаются в создании специальных образовательных условия. Для детей в МБДОУ №4 «Жемчужинка» оборудованы кабинеты педагога-психолога и кабинет с интерактивным сенсорным оборудованием. В кабинете педагога–психолога расположена сенсорная панель, развивающий комплекс.
Развивающий комплекс способствует развитию содружественных движений глаз и рук, пространственной ориентации, математических навыков и умений, логического мышления, различать предметы по форме, цвету и размеру. Выделять и классифицировать признаки, развивать навыки сравнения.
Свето-песочный стол способствует концентрации внимания, усидчивости, развитию мелкой моторики руки, глазомеру и воображения. Способствует усилению положительного эмоционального настроя, отвлечению от негативных переживаний.
Сенсорная дорожка для стоп и рук развивает мышцы стоп и используется для профилактики плоскостопия. Конструкция мешков с потайной застежкой, также обеспечивает возможность ручной манипуляции с наполнителем.
Кресло с наполнителем «Груша» для релаксации, облегает тело Пользователя, повторяет его контуры, и фиксирует выбранное положение, благодаря чему достигается максимальное расслабление мышц спины. Быстрое снятие мышечного напряжения и приятное сухое тепло, которое пользователь ощущает, сидя в кресле.
Диван с наполнителем наполнен полистирольными гранулами, легко может менять форму. Использование дивана в сенсорной комнате избавляет от негативных переживаний. Релаксационная музыка усиливает реабилитационный эффект данного оборудования.
Зеркальный шар с мотором прожектор направленного света и световой фильтр Луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное множество «зайчиков», которые, словно маленькие звездочки, плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героем которой вы стали. Способствует расслаблению, отвлечению от негативных переживаний.
Световой прибор «Фонтан света» Придает комнате релаксирующий нотку. Обеспечивает специальные световые эффекты. Используется для развития цветового гнозиса. Рассыпающиеся в разные стороны нити напоминают фонтан или салют, создают радостное настроение и притягивают взор.
Водопад. Безопасный оптиковолоконный пучок света из огромного числа тонких волокон. Яркие цвета, изменение цветового и светового режима удерживает внимание детей. Создает атмосферу ожидания чуда, развивает воображение. Способствует снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя, отвлечению от негативных переживаний.
Шатер мат-подушка для релаксации с гранулами приятно облегает детское тело, повторяя его контуры, и фиксирует выбранное положение, что позволяет максимально расслабить мышцы спины, быстро снять мышечное напряжение. Шатер-мат способствует полноценному отдыху организма и имеет особый оздоровительный и реабилитационный эффект. Используется для отдыха, занятий и игр.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Каждому конкретному ребенку требуется определение специфических индивидуальных условий. Именно это обосновывает необходимость создания адаптированной основной образовательной программы (АООП).
В адаптированной основной образовательной программе определены все специфические условия воспитания, обучения и индивидуальные планируемые результаты, необходимые для конкретного воспитанника, АООП позволяет: — на основе комплексной диагностики определить специальные условия, специфичные для конкретного ребенка; — структурировать и систематизировать процесс воспитания и обучения; — обозначить основные проблемы в освоении образовательных областей и определить индивидуальные планируемые результаты; — определить основные проблемы в области формирования воспитания и обучения, определить основные направления коррекционной работы и индивидуальные планируемые результаты; — сфокусироваться на актуальных проблемах, которые являются приоритетными для обучения и развития ребенка в определяемый период времени; — определить его ресурсы.
Наличие данного документа, это тщательно проработанный методический материал, федеральные и региональные законодательные акты, новые требования СаНПиН и плодотворная командная деятельность специалистов.