Выступление по теме: «Психолого – педагогическая поддержка семей, имеющих детей дошкольного возраста».
Даренская Л.В., педагог - психолог МБДОУ № 4 «Жемчужинка»
Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, — воспитание детей. Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами. Практически каждая семья беспокоится и неравнодушно относится к выполнению данной функции. Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без поддержки и сопровождения специалистов: психологов, педагогов, что объясняется целым рядом причин:
-ухудшением состояния здоровья детей (физического, психического);
-социально-экономическими проблемами;
-увеличение процента социально незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости;
- перераспределение материально-экономических функций внутри семьи;
- трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
- личностными проблемами родителей;
-усталостью, психическим и физическим перенапряжением;
-тревогой в связи со снижением безопасности жизни;
-ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях),
-глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей (экологические проблемы; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; научно- технический прогресс, ведущий к процессу быстрого устаревания знаний и др.).
Данные тенденции в жизни общества не оставили без внимания и мы - специалисты дошкольного профиля. Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как профилактическая работа с семьями, имеющими детей от рождения до трех лет и не посещающими образовательные заведения. Возникла острая необходимость изменить существующую практику работы с родителями.
Администрацией муниципального образования на базе нашего дошкольного учреждения был организован районный консультативный центр (Приказ от 01.09.2018). Было разработано и утверждено Положение, план образовательной деятельности, график работы, утвержден педагогический состав для оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), разработаны функциональные обязанности специалистов ДОУ. Одним из основополагающих подходов для реализации поставленных задач является психологический настрой, следовательно, ведущая роль в консультативном центре была отдана психологу.
В автоматизированной информационной системе были получены данные родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста не посещающих дошкольное учреждение, родителям было предложено посетить наш детский сад.
Мной, совместно с активной группой воспитателей, была организована обширная работа по проведению мониторинга семей, дети которых не посещают дошкольные образовательные учреждения. Родители с детьми получили приглашение на встречу и знакомство со специалистами нашего детского сада. Для родителей была организована экскурсия по зданию ДОУ, где представили к их обозрению групповые помещения, кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, спортивный зал, музыкальный зал, кабинет релакса и сенсорики, творческая мастерская и кабинет для опытно-исследовательской деятельности.
Каждый специалист представил гостям свой кабинет и работу, которую наметил по взаимодействию с родителями, воспитывающими детей и нуждающихся в профессиональной помощи.
Интересно и продуктивно прошла встреча с мамами и детьми до года. На время мой кабинет психолога превратился в центр взаимодействия специалистов и мамочек с малышами. В первую очередь, было уделено внимание использованию нетрадиционного оборудования для развития психических процессов у малышей, проведены с маленькими гостями игры. А с мамами был организован мастер-класс по изготовлению несложных игр-забав. Все участники получили массу положительных эмоций, необходимых знаний и умений. В результате каждой мамочке вручили картотеку психологических игр для детей до года «Развитие малыша это-общение, игры, взаимная радость с близкими людьми».
Все мы понимаем, что главное условие развития взаимодействия с семьей - общение в системе «педагог – ребенок - родитель». Готовность педагога к диалогу проявляется в овладении основными функциями педагогического общения.
Совместно с учителем – логопедом и инструктором по ФК прошли встречи, где были освещены особенности не только психологического аспекта, но и речевого и физического развития дошкольников: мастер-классы по дыхательной и пальчиковой гимнастике, предложен сборник речевых игр для домашних занятий родителей с детьми, проведены игры малой подвижности, освещена тема о физиологических особенностях детей. Медицинским работником проведён ряд консультаций о культурно - гигиенических навыках, и бережном отношении к своему здоровью.
Особенно продуктивно и психологически ярко проходят показы театрализованных сказочных постановок. Хочется отметить, что только совместные действия специалистов, могут дать столь положительную динамику в общении с родителями и детьми. Творческой группой, под моим руководством был создан сказочный сундучок, в котором живут герои сказок, атрибутика для театра, которая систематически пополняется. Сценарии сказок очень тщательно перерабатываются, озвучиваются. Именно такой индивидуальный подход к каждому выступлению даёт встречам психологически здоровую, эмоцианально положительную окраску. Маленькие зрители и их родители с огромным удовольствием ждут новых представлений.
В целях привлечения дополнительных семей с детьми дошкольного возраста через газету «Дружба» приглашали на очередной просмотр постановки сказки. Я считаю важным, чтобы первый контакт был теплым и доверительным, а сказка-терапия лучший способ для установки именно таких отношений.
За небольшой период работы консультативного центра к нам обратилось 37 человек, все обратившиеся получили профессиональную консультацию и помощь специалистов ДОУ. Систематически наш Центр сопровождает, оказывая психолого-педагогические услуги 12 семьям. В дальнейшем планируем охватить такой поддержкой все семьи районного центра.